Республика Татарстан, Казань,
18 сентября 2025 г.
Страховка дешевле штрафа: водителей без ОСАГО в Татарстане «увидят» дорожные камеры 72 просмотра
Штрафы с дорожных камер за отсутствие полиса ОСАГО начнут приходить автомобилистам. Датой икс СМИ назвали 1 ноября. Езда без полиса может влететь в копеечку, ведь «письма счастья» могут приходить каждый день, когда нарушителя засечет камера. Таким образом автомобилистов хотят подстегнуть оформлять страховку, ведь сейчас без нее ездит треть водителей Татарстана. Подробнее – в материале «РТ».
Системы не «подружились»
Информация о том, что вскоре автомобилистам без полисов ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности – прим. «РТ») начнут прилетать «письма счастья» с дорожных камер появилась еще в конце 2024 года. Как тогда сообщала наша газета, нововведение планировалось внедрить с марта 2025 года – сначала автомобилистам должны были приходить только предупреждения, а потом и штрафы, размер которых тоже вырастет до 5 тыс. рублей за повторное нарушение. Однако, ни в марте, ни позже система не заработала. На этой неделе в СМИ появилась новая дата икс – 1 ноября. Судя по всему, ее взяли из майских поручений Президента РФ Владимира Путина, где сказано, что Правительство, Центробанк, МВД и высшие должностные лица субъектов должны «принять меры по совершенствованию администрирования правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи» – то есть вычислять водителей без ОСАГО по дорожным камерам.
Правда, по словам экспертов «РТ», с 1 ноября эта мера едва ли заработает. Конкретный ответ, когда автомобилистам без ОСАГО ждать штрафов с камер, от Госавтоинспекции Татарстана мы не получили. А президент союза страховщиков Татарстана Ринат Касимов пояснил, что сроки немного сдвинули из-за того, что пока не до конца организован информационный обмен между системами правоохранительных органов «Паутина» и Национальной страховой информационной системы – дочкой ЦБ РФ, где хранятся данные о всех заключенных страховых договорах.
Треть водителей ездят без страховки
– Вводить такие меры обязательно нужно, это простимулирует автовладельцев оформлять обязательную страховку. Сейчас большое количество водителей ездит без ОСАГО. В Татарстане по разным оценкам 30% водителей не страхуют свою ответственность. Ситуация усугубилась с 1 марта 2025 года, когда отменили обязательное предоставление полиса ОСАГО для регистрации автомобиля в ГАИ. Так что сейчас доля водителей без ОСАГО становится еще больше, особенно в районах республики. Сложилась ситуация, что полис нигде не требуют, не проверяют, даже сотрудники ГАИ при остановке для проверки документов в 90% случаев не спрашивают этот документ. Он становится нужен только в случае аварии. А водители думают: если я 10-20 лет ездил без аварий, зачем мне платить лишние 5-7 тысяч рублей? – рассказал о проблеме в отрасли Ринат Касимов. – В итоге участились случаи, когда у виновника ДТП нет полиса, а у потерпевшего нет возможности обратиться в страховую, если он не оформлял на свою машину КАСКО (добровольный вид страхования авто, – прим. «РТ). Да, можно судиться, но как показывает опыт, в большинстве случаев ничего взыскать с виновника не получается.
Забот добавляют и мошенники в сфере обязательного автострахования. Как рассказал эксперт, Татарстан входит в «желтую зону» по результатам мониторинга недобросовестных действий на рынке ОСАГО. Исследование ежеквартально проводит Центробанк России.
Средняя выплата – 110 тысяч
– Мы даже на границе с красной зоной находимся по показателям. Согласно этим данным, в Татарстане вдвое чаще, чем в среднем по России случаются мошенничества в сфере ОСАГО – автоподставы и прочие махинации с выплатами. Дело в том, что хоть законодательно и утверждена приоритетная форма выплаты «натурой», то есть услугами ремонта, по факту в целом по стране 90% страховок выплачивается деньгами. Есть проблема с запчастями и их доставкой, страховым проще выплатить деньгами. А автовладельцы в свою очередь зачастую, если повреждения не сильные, потом даже и не ремонтируют машину, – посетовал Касимов.
По словам президента союза страховщиков РТ, в республике по итогам первого полугодия 2025 года средняя выплата по ДТП составила 110 тысяч рублей. За последние два-три года она сильно подскочила, а страховки тем временем оформляют всё реже. Так что на ОСАГО страховые компании не зарабатывают, констатировал Ринат Касимов.
После запуска новой системы штрафов, по мнению страховщиков, должны снизиться нагрузки на сотрудников ДПС и суды, потому что автовладельцы наконец начнут покупать полисы ОСАГО и часть ДТП будут оформлять самостоятельно по европротоколу.
– В рамках подготовки к проверкам камерами полисов ОСАГО на дорогах усовершенствуется законодательная база: обсуждается и готовится к внесению в Госдуму законопроект, определяющий количество допустимых штрафов, при фиксации фото- и видеокамерами транспортного средства с отсутствующим действующим полисом ОСАГО, не более одного в сутки. Страховое сообщество поддерживает инициативу, которая позволит выявить не просто случайных нарушителей, а автовладельцев, систематически игнорирующих положения закона об ОСАГО, – добавил в разговоре с «РТ» президент Российского Союза Автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС – «дочки» ЦБ) Николай Галушин в свою очередь заверил, что НСИС готова к информационному взаимодействию с базой ГИБДД для проверки полисов:
– Если система покажет, что договора страхования нет, запрос будет делаться в информационную систему страхования и на следующий день, чтобы исключить ошибку с необоснованным наложением штрафа. При этом проверка по базе НСИС будет проводиться неоднократно, – отметил Галушкин.
Если виновник ДТП – приезжий, можно и вовсе не дождаться денег
Юрист Федерации автовладельцев России в РТ Владлен Копвиллем считает, что система заработает не раньше весны 2026 года, но добавляет, что страховать свою ответственность должны все автомобилисты, как говорится, на всякий пожарный:
– Меня удивляет, что водители считают, что ДТП с ними не случится. Пусть страховка будет, и хорошо, если она не пригодится. По статистике аварий, в каждом втором ДТП в Казани один из водителей не имеет полиса ОСАГО. И в таком случае возмещать ущерб приходится из своего кармана, не все готовы платить добровольно, приходится судиться, взыскивать средства. А если виновник ДТП – приезжий из другого региона или даже страны, можно и вовсе не дождаться денег, он просто возьмет и уедет, – предупреждает автоюрист.
Преждевременной назвал информацию об автоматической фиксации водителей без полиса ОСАГО и первый замглавы комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин. По его словам, официальных решений о запуске системы еще не принято.
«В поручении Президента ничего о запуске системы не сказано. Для запуска системы нужно внести поправки в КоАП, а также решить «организационные вопросы, связанные с доступностью услуг страхования» и завершить модернизацию системы МВД «Паутина».
Скорее всего, к 1 ноября внесут поправки в Госдуму и отчитаются, что «меры приняты». А реальный запуск системы ожидается не раньше октября 2026 года.» – высказался в своем телеграм-канале известный автоюрист Александр Шумский.
Впрочем, толк от новости о штрафах с 1 ноября всё же есть. По наблюдениям «РТ», некоторые автомобилисты подсуетились и купили полисы ОСАГО, ведь это всё же в разы дешевле, чем платить штрафы.
Дарья СУББОТИНА
Вся пресса за 18 сентября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 6 октября 2025 г.
Владельцам авто могут начать возмещать ущерб по ОСАГО без учета износа. Почему идея вызывает споры: разбираемся в нюансах

|
|
Ведомости онлайн, 6 октября 2025 г.
В ЦБ спрогнозировали рост стоимости ОСАГО на 40% при отмене учета износа

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
Стоимость ремонта по ОСАГО предложили выплачивать без учета износа деталей

|
|
Парламентская газета, 6 октября 2025 г.
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше

|
|
Деловой Петербург, 6 октября 2025 г.
Петербург может стать пилотным регионом для контроля полисов ОСАГО по камерам

|
|
ТАСС, 6 октября 2025 г.
ЦБ: стоимость ОСАГО при отмене учета износа может вырасти на 40%

|
|
Адвокатская газета, 6 октября 2025 г.
Когда потерпевший в ДТП может принять решение о доплате за восстановительный ремонт его ТС?

|
|
Лента.Ру, 6 октября 2025 г.
В Госдуме прокомментировали идею сделать ОМС платным для некоторых граждан

|
|
BFM.Ru, 6 октября 2025 г.
Минфин предложил выплачивать стоимость ремонта по ОСАГО без учета износа деталей

|
|
E1.ru, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Замминистра финансов РФ предложил изменения в ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 6 октября 2025 г.
В РСА объяснили высокую стоимость ремонта автомобилей

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 6 октября 2025 г.
«РСХБ-Страхование» добилось взыскания более 462 млн рублей с европейского партнера

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 6 октября 2025 г.
Суд взыскал с «Ренессанс Страхования» более 1,2 млн рублей в пользу инвалида

|
|
Моё!, Воронеж, 6 октября 2025 г.
200 тысяч воронежцев будут обязаны самостоятельно оплачивать медицинское страхование?

|
|
rtvi.com, 6 октября 2025 г.
«Денег не хватает»: почему Матвиенко предложила собирать по 45 тыс. с неработающих

|
|
Медвестник, 6 октября 2025 г.
В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян за ОМС по 45 тыс. рублей в год

|
|
Дейта, Владивосток, 6 октября 2025 г.
Названы отрасли с самыми высокими зарплатами в 2025 году

|
 Остальные материалы за 6 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|